Гарри Гудини

Он стал известнейшим магом в 38 лет. Пресса называла его «королем исчезновений», «гением освобождения». Благодаря ему в английском языке появилось слово «гудинайз» — «выкручиваться из сложного положения». Каждый год в день смерти великого Гудини его последователи собираются в ресторанчике «У Розова» в Нью-Йорке и вспоминают трюки несравненного Гарри.

Гарри Гудини родился в Будапеште 24 апреля 1874 года в семье раввина Майера-Самуэля Вайса. Был он седьмым ребенком, а имя ему дали — Эрих Вайс. Когда мальчику исполнилось два года, семья эмигрировала в Америку, в Аплтон. Там его окрестили, чтобы он считался коренным американцем.
Еще подростком Эрих прочитал мемуары известного в то время французского фокусника Робера Удэна и решил взять его имя в качестве сценического псевдонима. Он переделал «Удэн» на цирковой манер, и получилось имя Гудини.

В одной из чикагских газет в 1899 году однажды появилось сообщение о необычном происшествии: какой-то молодой человек, подойдя к дежурному полицейскому и указав на наручники, прикрепленные к его поясу, сказал: «Ваши оковы мне не страшны. Они меня не удержат. Если хотите, можете проверить сию же минуту». Полицейского долго уговаривать не пришлось. Он тотчас защелкнул наручники на запястьях наглеца. Молодой человек повернулся к полицейскому спиной и буквально через несколько мгновений отдал блюстителю порядка невероятным образом снятые «браслеты». И был это не кто иной, как Гарри Гудини.

Директор варьете «Орфеум» Мартин Бек сразу отметил неординарные способности юноши и предложил ему контракт на 60 долларов в неделю. Каждый вечер Гудини перед зрителями освобождался от наручников, выходил из запертого, обвязанного веревками чемодана, куда его, скованного, запирали зрители. В таком же чемодане оказывалась и его жена Бесс с наручниками на запястьях.
Однажды Гарри смог высвободиться из наручников и ножных кандалов, изготовленных по специальному заказу полицейских, и Мартин Бек тут же увеличил ему жалованье до 90 долларов в неделю.

В Другой раз, после тщательного обследования врача, артисту связали руки за спиной, надели наручники, кандалы и все это скрепили цепью. Детективы отвели Гудини в соседнюю комнату, откуда он вернулся через несколько минут с нерас-цепленной связкой оков в руках. Полицейские, придя в себя от удивления, надели на Гарри смирительную рубашку и вновь отвели его в соседнюю комнату. Но через некоторое время Гудини как ни в чем не бывало вышел из нее свободным. Директор варьете «Орфеум» поднял его гонорар до 125 долларов в неделю.
А в 1900 году Гудини нанес окончательное поражение полиции, когда свободился не только от пяти пар наручников, но и менее чем за восемь минут вышел из тюремной клетки с патентованным замком. Об этом имеется официальный документ, подписанный шефом полиции и двумя инспекторами.
Слава артиста росла как снежный ком. За час он освобождается из камеры Брикстонской тюрьмы (Англия). За десять минут выбирается из тюрьмы Моабит (Германия), причем зрители и журналисты ждали его у главного входа, а он, пожав руку полицейскому, ушел через другой выход. Столь же триумфально он сбежал из Бутырской тюрьмы (Россия) и из пересыльного вагона для арестантов. В Голландии Гудини демонстрирует следующий аттракцион: скованного и раздетого, его поместили в предварительно осмотренную и прощупанную корзину, которую закрыли и вставили еще в одну, побольше. Аналогичную операцию повторяли до тех пор, пока число корзин не достигло 13. Затем это сооружение закрыли ширмой... За пять минут артист освободился и предстал перед пораженными зрителями. Оковы остались в самой маленькой корзине. И ни одна из корзин не была повреждена.
Американский писатель Эдгар Доктороу в романе «Рэгтайм» писал о Гудини: «Он убегал из подвалов банка, из заколоченных бочек, зашитых почтовых мешков, из цинковой упаковки пианино Кнабе и гигантского футбольного мяча, из
гальванического котла... Все его побеги были таинственны, ибо он никогда не взламывал своих узилищ и даже не оставлял их открытыми».
Гудини не смогли затмить ни предшественники, ни последователи его ремесла. По продолжительности и размаху иллюзий ему не было равных.
Разгадку феномена Гудини современные иллюзионисты А. Вдимов и М. Тривас видят в следующем: «Для своих освобождений он применял тончайшие приспособления, складные отмычки, спрятанные в каблуках и под стельками обуви. Он научился у шпагоглотателей прятать их даже в пищеводе, привязав ниткой к зубу... Иллюзионист необыкновенно владел своим телом. При заковывании Гудини напрягал мускулы, значительно увеличивая их в объеме, а чтобы освободиться — расслаблял мышцы. Он мог складываться пополам, надолго задерживать дыхание».
Бесспорно, Гарри Гудини был непревзойденным иллюзионистом. Но некоторые его трюки не могут объяснить даже специалисты. «Всего один раз показал он в присутствии ученых и всех американских фокусников «прохождение сквозь стену». Поперек сцены перпендикулярно к рампе в присутствии зрителей каменщики сложили непроницаемую кирпичную преграду высотой 18 футов (около 5,5 метра). Комиссия обследовала стену: никаких дверей, кирпичи вынуть невозможно. Она была поставлена так, что зрители могли видеть сразу обе ее стороны. Гудини расхаживал по одну сторону с видом приговоренного к смертной казни. Его отгородили от зрителей ширмой высотой не выше трети стены, по другую сторону стены поставили такую же.
— Начинаю! Иду! — крикнул он. Ширма, закрывавшая его, упала — там никого. Из-за ширмы по другую сторону стены вышел Гудини.
Ну разве не чудо? Создается впечатление, что Гудини обладал знаниями необычайного свойства. Он был знаком со многими восточными секретами, с йогами и их философией. Неразгаданным остался и трюк «Китайская камера для пыток водой». Первый раз этот аттракцион был показан в 1908 году в Германии. Иллюзионист выходил к зрителям в купальном костюме. Ассистенты заключали лодыжки Гудини в деревянную доску. Затем опускали артиста в клетку, помещенную в деревянный ящик с водой. Скрывшегося под водой иллюзиониста закрывали ширмой, а через несколько минут он выходил на сцену.

Лорд Чемберлен как-то предположил, что больший эффект от этого номера будет, если переднюю стенку ящика сделать прозрачной. И в 1912 году в Англии зрители уже могли наблюдать через стеклянную переднюю стенку за Гудини, извивающимся вниз головой и пытающимся энергично протиснуться под водой сквозь прутья решетки. В кульминационный момент ассистенты закрывали ящик ширмой... и через 27 секунд Гудини появлялся перед неистовствующей от восторга публикой. Секрет этого трюка не раскрыт и поныне, а вместе с ним и тайна волшебника Гарри Гудини.

Полезные ссылки: Обследование труб киев: непроходимость маточных труб zasor.kiev.ua.

Читайте также:

Категории